Железнодорожный мост на Сахалин окупиться за 14 лет

15.08.2012

Железнодорожный мост на Сахалин может окупиться за 14 лет за счёт роста грузовой базы Специалисты Гипротранстэи ОАО «РЖД» нашли решение застарелой проблемы экономической целесообразности строительства моста на Сахалин. ОАО «РЖД» будет поддерживать проект соединения Сахалина с Большой землёй. Об этом заявил президент компании Владимир Якунин во время недавней встречи с губернатором Сахалинской области Александром Хорошавиным. Речь идёт о перспективах строительства железнодорожного перехода Селихин – Ныш. Однако до сих пор высокая стоимость строительства (около 300 млрд руб.) и небольшая грузовая база (4–5 млн тонн в год) не позволяли говорить о перспективах возврата инвестиций.

Но теперь, как рассказал «Гудку» заместитель директора Гипротранстэи Сергей Шарапов, проект может иметь нормальные по экономическим меркам сроки окупаемости при одновременном строительстве железнодорожной ветки Ильинск – Углегорск протяжённостью 143 км и стоимостью 24,4 млрд руб. (она даст прирост добычи угля в три-четыре раза), а также перешивке японской колеи, проложенной по Сахалину, на стандарт 1520. Общая длина Сахалинской дороги (с учётом подъездных путей) составляет 957,2 км, цена перешивки – 42,7 млрд руб. Отсутствие необходимости менять колёсные пары при перевозках грузов с острова позволит отправителям экономить до $100 на каждом вагоне. «Сейчас объём перевозок небольшой, поскольку очень мало желающих возить грузы по высоким ценам, – говорит Сергей Шарапов. – Если создать соответствующие экономические условия, то перевозки значительно вырастут». Более того, по расчётам отраслевого института, расходы на транспортировку грузов с использованием новой железнодорожной линии Селихин – Ныш сократятся в 1,5–9,1 раза, в зависимости от протяжённости маршрута. Например, стоимость доставки одной тонны угля от Углегорска до Комсомольска-на-Амуре уменьшится на 1507 руб., то есть более чем в пять раз. При таких условиях перевозки сахалинских грузов по железной дороге вырастут значительно. По подсчётам отраслевых учёных, к 2025 году они могут увеличиться до 23,6 млн тонн (в 7,4 раза), а загрузка моста составит 9,2 млн тонн, из них 6,2 млн тонн будет перевозиться на материк. Основной груз составит уголь, который требуется в Хабаровском крае, а также рыбная продукция и лес. Простая окупаемость проекта рассчитана на 13,8 года. «При этом очень важно, чтобы все три составляющие проекта реализовывались в комплексе, – подчеркнул Сергей Шарапов. – Несостыковки в сроках резко снизят общую эффективность». Руководитель департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет напомнил, что «сейчас там работает паром, который зависит от погодных условий и не может по надёжности сравниться с мостом», морская инфраструктура сильно обветшала и сейчас стоит вопрос о её обновлении. Поэтому в ОАО «РЖД» считают более выгодным не тратить деньги на модернизацию паромной переправы, а построить мост. При расчёте различных схем финансирования Гипротранстэи наиболее эффективным признал включение проекта в одну из федеральных целевых программ. Например, «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» или «Модернизация транспортной системы РФ на 2010–2015 годы и на перспективу до 2030 года». Использование средств Инвестиционного фонда в рамках государственно-частного партнёрства в институте считают малореальным, поскольку в 2010 году Инвестфонд начнёт испытывать дефицит средств. Уже сейчас происходит ужесточение требований к частным инвесторам, а доля государства в проектах снижается до 30–40%. В пресс-службе Минтранса «Гудку» рассказали, что ведомство пока не определилось, что именно нужно строить – мост или подводный тоннель. «Оба варианта пока находятся на рассмотрении», – пояснили в министерстве. При этом ОАО «РЖД» рекомендует всем заинтересованным сторонам добиваться выделения средств на проектирование проекта на 2010–2012 годы, с тем чтобы начать строительство в 2013 году. Пресс-секретарь начальника Сахалинской железной дороги Сергей Дащинский рассказал, что активный интерес к проекту проявляет Япония. Как утверждают на официальном уровне представители Страны восходящего солнца, если Сахалин будет соединён с материком, то они, в свою очередь, построят мост на Хоккайдо, что позволит значительно увеличить грузооборот между двумя странами.

Сергей Плетнёв