СМИ: "Мистрали" оставили без десантных катеров

10.10.2012

Российские военные и французская компания DCNS не смогли договориться по поводу одного из важных сегментов комплектации десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль», сообщил «Известиям» представитель российского оборонно-промышленного комплекса, знакомый с ситуацией.Минобороны России отказалось от главного предложения компании DCNS по оснащению «Мистралей» десантными катерами.

 «Французы предложили оснастить будущие вертолетоносцы российского ВМФ десантными катерами типа L-CAT (разработчик - французская компания CNIM). Однако российские военное руководство отказалось от этой идеи, не объяснив причин», - рассказал источник.В штабе ВМФ пояснили, что пока никаких окончательных решений по поводу компоновки «Мистралей» не принято.«Все меняется каждый день.

Пока проект реализуется в рамках изначально утвержденного плана. Но его содержание секретно», - пояснил представитель ВМФ.L-CAT - новейшие суда катамаранного «водопрорезающего» типа (движение основано на принципе воздушной каверны), которые приняты на вооружение ВМС Франции в январе 2011 года. «Мистраль» может нести и десантные катера на воздушной подушке типа LCAC (разработчик - американская компания Bell Aerospace), однако во Франции суда такого класса не производятся.Как отметил представитель российского ОПК, в то же время российской альтернативы французскому предложению сейчас нет. По его словам, незадолго до подписания контракта на строительство первых двух вертолетоносцев Минобороны РФ предложило французским корабелам перепроектировать транспортный док корабля под десантный катер на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена» (разработка петербургское ЦМКБ «Алмаз»). Однако «Мурена» превосходит по ширине и высоте L-CAT и LCAC и не помещается в доке.

«Даже если катер перепроектировать, уменьшив его габариты, он будет помещаться в доке, но при этом снизится его грузоподъемность. А сейчас он может перевозить танк Т-72», - пояснил эксперт по военно-морским вооружениям Владимир Щербаков.

 Главный инженер ЦМКБ «Алмаз» Константин Голубев рассказал, что вопрос об изменения в конструкции «Мурены» «с ходу решить нельзя, необходимы проработки». Он напомнил, что в настоящий момент производство «Мурен» прекращено. Последние три катера этого типа были экспортированы в Южную Корею в 2005–2006 годах, пишут «Известия».По мнению Щербакова, в качестве альтернативы, могут использоваться быстроходные десантные катера «водопрорезающего» типа проекта 11770 «Серна» (разработчик - нижегородское ЦКБ имени Алексеева), которых поместиться в «Мистрале» как минимум два.«Однако необходимы серьезные испытания, чтобы не повторилась история с авиагруппой «Мистраля», когда оказалось, что российский вертолет Ка-27 не помещается в ангаре, а Ка-52 не умещается на подъемнике», - отметил эксперт.

 Щербаков подчеркнул, что кроме того остается неурегулированным еще целый ряд вопросов комплектации корабля, и все они станут предметом обсуждения во время визита первого заместителя министра обороны РФ Александра Сухорукова во Францию в конце сентября 2012 года.Как сообщала газета ВЗГЛЯД, контракт на строительство двух «Мистралей» во Франции Москва и Париж подписали в июне прошлого года. Сумма договора составила 1 млрд 200 млн евро.Первый вертолетоносец для Военно-морского флота России заложили в начале февраля. Планируется, что он будет поставлен в Россию в 2014 году. Второй «Мистраль» ВМФ России, вероятно, получит в 2015 году.Первые «Мистрали» будут носить названия «Владивосток» и «Севастополь». Кроме того, на всех «Мистралях» установят новейшие российские системы вооружения ударного и оборонительного назначения, в том числе сверхзвуковые крылатые ракеты.В начале августа стало известно, что Россия приступила к созданию для «Мистраля» первых опытных образцов корабельных вертолетов Ка-52К.Офицеров и матросов в экипажи кораблей-доков типа «Мистраль» ВМФ России начнет набирать на конкурсной основе в 2013 году.В мае был обнародован доклад исследовательской службы Конгресса США, из которого следовало, что США и страны Балтии, входящие в НАТО, обеспокоены заключением контракта о поставках «Мистралей» в Россию.