Одним из главных информационных сообщений последнего времени о подготовке к Олимпийским играм 2014 года, стала информация о том, что "13 ноября в сочинском офисе "ГК Олимпстрой" на совещании по вопросам, связанным со строительством совмещенной дороги Адлер - Красная Поляна было принято решение о внесении изменений в проект этого объекта, основной целью которых стало сохранить уникальную рощу краснокнижного дерева самшита колхидского, оказавшуюся на пути у строителей в районе комплекса тоннелей №2. На этом участке протяженностью 1000 м в соответствии с первоначальным проектом предполагалось строительство 255-метрового моста, далее дорога должна была идти по насыпи. Но насыпь, что совершенно очевидно, уничтожила бы все, что попало бы в зону ее строительства и, как выяснилось, перекрыла бы миграционные тропы животных. Поэтому ОАО "РЖД" выступило с инициативой построить на этом участке мост и эстакаду".Эта информация в разных вариантах с большой помпой прошла по многим СМИ и была выдана за большое экологическое достижение.. При этом был подчеркнут такой нюанс, что "предложение изменить проект дороги, чтобы сохранить в этом месте краснокнижные деревья, - это инициатива ОАО "РЖД", она не была вызвана протестами экологов или возмущением жителей Сочи.
По поводу угрозы, нависшей над этой конкретной рощей, никто не протестовал". К сожалению, во всей этой информации есть много искажений и действительное положение дел является иным. Правда здесь лишь в том, что действительно принято решение о строительстве эстакады в уникальном пойменном самшитовом лесу во 2-м квартале Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка и что это лучше, чем полное уничтожение этого леса, как это планировалось изначально.Однако выдавать это техническое решение, если оно будет реализовано, за экологическое достижение Олимпиады-2014 будет большой ложью. Самое позитивное, чем можно это назвать - это то, что данный вариант строительства совмещенной дороги является "меньшим злом". Ибо он не исключает крупномасштабного хозяйственного вторжения в Мзымтинский пойменный самшитовый лес, уничтожения огромного количества деревьев самшита и значительного количества старовозрастных деревьев первого лесного яруса, под пологом которых произрастает самшит, уничтожение протекающих через этот массив полноводных карстовых ручьев, которые в значительной степени формируют его микроклимат и гидрологический режим, фрагментации массива технологическими дорогами, которые необходимы для строительства эстакады и портала тоннеля, и других многочисленных негативных воздействий во время строительства и эксплуатации дороги. Вследствие всего этого, Мзымтинский пойменный самшитовый лес, как самый крупный в России, а возможно и в мире, девственный природный комплекс эталонного третичнореликтового колхидского леса, произрастающего на пойменной террасе, будет уничтожен. После строительства эстакады и технологических дорог экосистема леса радикально изменится, в нём исчезнут многие виды редких и охраняемых животных. Можно предположить, что в результате значительных изменений природной среды, а также постоянного антропогенного воздействия после строительства совмещенной дороги вследствие доступности данного массива, самшитовые насаждения начнут в нем деградировать и через какой-то срок этот лес погибнет.Еще одной ложью, является то, что строительство этой эстакады является собственной инициативой РЖД, которая якобы не была вызвана протестами "зеленых". Именно активные протесты "зеленых", которые еще в июне этого года подняли вопрос о необходимости сохранения этого массива и потом поставили борьбу за его сохранение во главе всей осуществляемой ими кампании за соблюдение экологических требований при подготовке к Олимпиаде-2014 стала причиной того, что ОАО "РЖД" не уничтожило этот массив еще летом, как это планировалось. А ключевым фактором стала обеспокоенность перспективой его уничтожения Организации ООН по окружающей среде (ЮНЕП), к которой обратились несколько экологических неправительственных организаций. Только после этого, когда встал вопрос о том, что ЮНЕП может выступить в целом против строительства совмещенной дороги, российские власти и ОАО "РЖД" были ВЫНУЖДЕНЫ искать пути решения данной проблемы. Не было бы конфликта, привлекшего широкое внимание российской и международной общественности, этот самшитовый лес был бы уничтожен точно также как был уничтожен не менее ценный и уникальный эталонный массив лапины крылоплодной в соседних лесных кварталах Веселовского участкового лесничества. А перед этим, в начале сентября вырубку самшитника остановило только то, что Экологическая Вахта, узнав о планах вырубки, направила 17 заявлений во все возможные государственные органы о готовящемся экологическом преступлении.Строительство эстакады также не является инициативной ОАО "РЖД". Это предложение впервые была озвучено 11 октября 2009г., когда Мзымтинский пойменный самшитовый лес посетили вместе с руководством ДКРС-Сочи ОАО "РЖД" представители WWF России и Экологической Вахты по Северному Кавказу. И прозвучало оно из уст представителей Экологической Вахты, как один из возможных вариантов минимизации воздействия, которые стоит рассмотреть. На следующий день 12 октября произошел конфликт между и Экологической Вахтой, когда сотрудники ОАО "РЖД" натравили на активистов Экологической Вахты, а также эксперта WWF и немецкую журналистку пограничников. После этого компания исключила Экологическую Вахту из переговорного процесса по поводу судьбы самшитового массива. И переговоры вели представители WWF России и Гринпис России, а также привлеченные эксперты - доктора биологических наук Валерий Акатов и Борис Туниев.Общая позиция экологических организаций и экспертов состояла в том, что для спасения уникального самшитового леса, трасса дороги должна его обойти для чего ее нужно было сдвинуть в сторону всего на сотню метров. Однако, в ходе переговоров экологов с проектировщиками дороги и обсуждения возможных технических решений и путей минимизации ущерба, выяснилось, что, по мнению ОАО "РЖД", уже нет возможности обхода самшитового леса, на чем наставали "зеленые".Проектировщики пояснили, что, если бы вопрос о необходимости обхода самшитового массива был поставлен перед ними раньше, когда еще не началось строительство 1-го и 3-го тоннелей, то все можно было изменить, а сейчас уже поздно. Они сказали, что можно было сохранить в значительной степени и массив лапины крылоплодной, пустив трассу дороги в районе ее произрастания по эстакаде.Эти факты еще раз свидетельствуют о вопиющей антиэкологичности проекта совмещенной дороги Адлер-Красная Поляна. Заранее зная, что при ее строительстве будут уничтожены десятки тысяч краснокнижных деревьев, в ОАО "РЖД" даже не попытались тогда найти какое-либо решение для их сохранения. Задуматься об этом железнодорожникам пришлось только после того, как запахло международным скандалом.В целом, планируемый вариант строительства дороги через Мзымтинский пойменный самшитовый лес, несмотря на поиск более щадящего для его экосистемы технического решения, все равно остается вне закона и является экологическим преступлением. Предполагаемое уничтожение краснокнижных растений и их местообитаний прямо запрещено Федеральным законом "Об охране окружающей среды". И преподносить планируемое экологическое преступление как "экологическое достижение" более чем нелепо. Опасность подобного метода "решения" проблемы кроется также в том, что этим фактом будет создан прецедент для повторения подобных незаконных действий, маскируемых под "природоохранные мероприятия", при реализации других экологически опасных проектов на территории России.
Андрей Рудомаха