Кризис не остановил ни одну из масштабных российских строек. Сметы замерли в ожиданииБольше года назад мы провели небольшое исследование, чтобы определить, какие из глобальных строек в России самые дорогие и сколько нужно времени государству, чтобы эти проекты осуществить (см. «Новую, № 69 от 18 сентября 2008 г. - Большой ускоритель денег). Выяснилось, что сметы растут год от года, а сроки реализации все передвигаются, и ни одно масштабное начинание так и не завершено.Теперь на дворе уже год как кризис, отечественная экономика падает, в бюджете дефицит, инвестиционные программы сворачиваются.
Однако «стройки века» этот печальный процесс обошел стороной. Ни одна из них не заморожена. Единственное, чем пришлось пока поступиться - доброй традицией ежегодного увеличения заявленных расходов.В пресс-службе дирекции по строительству Кольцевой автодороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга нам сообщили, что по-прежнему предполагается потратить 128 млрд рублей. Ранее, кстати, было заявлено, что сумма будет индексироваться с учетом инфляции, но пока что цифра не менялась - возможно, причина тому падение цен на проекты, возможно, строители смогут уложиться в заявленную сумму.Федеральное правительство уже обещало выделить необходимые деньги, и к 2010 году жители Питера, вероятно, смогут проехаться по собственной кольцевой дороге. Таким же образом дела обстоят с дамбой, которую еще с советских времен пытаются построить для защиты Северной столицы от наводнений. На завершение долгостроя по-прежнему планируется потратить около 90 млрд рублей.Нет новостей и из Сочи. На долгожданную сочинскую Олимпиаду-2014, а именно, на строительство спортивных объектов и инфраструктуры, как и прежде, предполагается израсходовать в общей сложности 314 млрд рублей.Бюджетное финансирование пока неизменно, а что до частных инвесторов, то многие из них, с одной стороны, самым серьезным образом пострадали от кризиса и на сегодняшний день заняты исключительно нормализацией ситуации с собственными долгами, но, с другой стороны, никто пока не отказался и не потребовал пересмотра ранее заключенных контрактов.Оно и понятно: если экономическая ситуация изменится к лучшему, то всегда можно окончить начатое, если нет, то это будет вынуждено сделать государство: международный престиж не должен страдать ни при каком размере дефицита бюджета.Впрочем, значительное падение спроса на строительство новых объектов повлекло за собой падение стоимости многих проектов, в том числе самых крупных.По словам Натальи Модиной, представителя организации ФГУ «Дороги России», которая занимается строительством автотрассы Москва - Санкт-Петербург, стоимость строительства снизилась на 17%: «Цены в кризис на стройматериалы и рабочую силу только падают. Особенно ощутимо снижается стоимость материалов. Дешевеет строительство - дешевеют и проекты».Однако не все стройки подчиняются действию очевидных, казалось бы, экономических законов. Взять, к примеру, Четвертое транспортное кольцо в Москве. Оно, безо всяких скидок, станет самой дорогой автотрассой мира.Eще в прошлом году мы проводили сравнение с Большим адронным коллайдером в Швейцарии и посчитали, что наше кольцо будет стоить где-то в два раза дороже, где-то 540 млрд руб. Ошиблись: очередная редакция сметы превысила самые смелые ожидания. Последняя официальная цифра - 8,9 млрд рублей за каждый километр, или 660 млрд за всю дорогу.Однако итоговая смета может быть еще страшнее. К примеру, строительство первого участка ЧТК длиной 4 километра обошлось правительству Москвы в 66,6 млрд рублей, или около 16 млрд за каждый километр.Справедливости ради стоит отметить, что это один из самых дорогих участков, в сумму строительства которого вошло создание 460 тыс. м2 дорожного покрытия, 18 эстакад, две многоуровневые наземные парковки, 40 км переустройства железнодорожных путей и т.д. Но ведь столица вся пронизана коммуникациями различного рода - и в ней несложных участков не бывает...На практике строительство всегда получается на порядок дороже, чем это было указано в стоимости проекта. К примеру, автотрассу Москва - Санкт-Петербург в 2004 году обещали перестроить за 150 млрд рублей, год назад - за 180 млрд.В 2008 году еще только велись работы по проектированию головного участка - с от 15 до 58-го километра - сейчас, по словам Натальи Модиной, ФГУ «Дороги России», «на этот участок (15-58-й километр), т.е. до Солнечногорска, концессионное соглашение было подписано в июле, цифры с этого времени не изменились. Общая стоимость проекта порядка 66 млрд руб., из них государство выделяет 23 млрд».Проведем расчеты. Вся трасса от Москвы до Питера составляет более 600 километров, при этом на головной участок протяженностью в 43 километра тратится уже более трети запланированной суммы. Конечно, нужно учитывать, что чем ближе к столицам, тем земля и строительство дороже. А выкуп земли под строительство - самая затратная статья дорожного строительства.Кроме того, трасса Москва - Санкт-Петербург на выходе из столицы будет иметь 10 полос, на территории Московской и Ленинградской областей - 8 полос и 6 полос - на территории Новгородской и Тверской областей. Несмотря на все эти факторы, скорее всего, строителям будет крайне сложно уложиться в запланированные 180,7 млрд рублей.Есть еще в России денежный пылесос, призванный как-то разгрузить напряженное движение в самой густонаселенной части Родины, - Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). Идея ЦКАД появилась в 2004 году. Проложить ее предполагается по контуру уже существующих в Подмосковье дорог, отсюда некруглая форма, за которую будущую трассу обзывали и «кольцом с грыжей», и «квадратной кольцевой».По первоначальным оценкам, бюджет ЦКАД должен был составить не менее 231 млрд руб. общих инвестиций за 520 километров прямоугольной кольцевой. Планировалось, что половина средств поступит из инвестфонда, а остальное - от частных инвесторов и из бюджета Московской области - словом, две трети средств предоставит государство.В 2008 году губернатор Московской области Борис Громов сказал, что стоимость ЦКАД составит порядка $17 млрд (уже более 500 млрд рублей), а на строительство потребуется 5-6 лет. Таким образом, на околостоличное колечко придется потратить больше, чем на питерский КАД и дорогу для путешествий из Петербурга в Москву вместе взятые.Недавно поползли слухи, что в ближайшем будущем ЦКАД могут и не начать строить ввиду проблем с финансированием, однако в ОАО «Центральная кольцевая автомобильная дорога» нас успокоили, объяснив, что «реализация проекта не приостановлена. И в настоящее время ведется проектирование трассы в соответствии с ранее утвержденными графиками проектирования». В ФГУ «Дороги России» нам сказали, что на данный момент проект оценивается в сумму около 650 млрд рублей.Нельзя не вспомнить и о создании моста, который соединит Владивосток и соседний с ним остров Русский. Времени немного - нужно успеть до 2012 года, даты проведения саммита АТЭС, а работа предстоит сложнейшая: мост длиной более трех километров с рекордным по длине центральным вантовым пролетом (1104 м) должен будет противостоять ветру до 58 м/с, сейсмической активности до 8,1 балла, температуре до -31 градуса. Общая стоимость проекта - 49 миллиардов рублей.И кризис здесь не страшен: в краевом бюджете, как уже рассказывала «Новая», жестко секвестрируются социальные расходы, но только не траты на мост.Не мешают реализации мегапроектов и коррупционные скандалы. Чего стоят нашумевшие истории с Большим и Мариинским театрами (вновь эти два волшебных города, Москва и Санкт-Петербург, куда особенно охотно уходят государственные средства).Начнем с Большого. В августе 2003 года между федеральным государственным учреждением «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» и ЗАО «Курортпроект» был заключен контракт на проектирование второй очереди реставрации и реконструкции комплекса зданий Большого театра России на сумму более 98 миллионов рублей. Согласно дополнительным соглашениям к контракту эта сумма составила 164 млн 329 тыс. рублей.В августе уже этого года следователи московского управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации возбудили уголовное дело по факту необоснованно израсходованных средств на реставрацию Большого театра. Представители Счетной палаты сообщили, что стоимость реконструкции Большого театра выросла в 16 раз.Происходило это примерно так: с 2003 по 2009 год дирекцией в пользу закрытого акционерного общества «Курортпроект» трижды производилась оплата одних и тех же работ по проектированию и подготовке рабочей документации по проекту второй очереди реконструкции, реставрации и технического оснащения, первоначально 98 млн рублей (плюс 58 млн за подготовку рабочей документации), затем по дополнительным соглашениям около 362 млн (в том числе около 26 млн на подготовку рабочей документации) и затем более 497 млн за подготовку рабочей документации. И так далее.И что же? Расследование идет своим чередом, а стройка - своим. Генподрядчик сменился, бюджетное финансирование сохранено. Планируется, что премьера в отреставрированном театре состоится не раньше 2011 года.Мариинский театр, в свою очередь, давно нуждается в сооружении второй сцены. Проект был утвержден в 2003 году, и вдруг в 2008-м строительство заморозили, так как будущее здание, как оно выглядело в проекте Доминика Перро, в работе которого при экспертизе нашли 400 ошибок, было признано «монстром», по выражению министра культуры Авдеева. Новый проект разработан архитекторами ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» (Санкт-Петербург) вместе с фирмой Diamond & Shmit (Канада).Будущее здание по-прежнему нельзя назвать идеально подходящим к лицу города, однако оно удовлетворило Министерство культуры и строительство решили продолжить. В августе этого года, когда на проект уже было потрачено более 8 млрд рублей, в правительстве РФ начались разговоры о дополнительном финансировании строительства второй сцены театра. По оценке Счетной палаты РФ, на проект вряд ли понадобится меньше 18 млрд рублей. Закончен он будет не ранее конца 2011 года.В общем, даже если в каких-то случаях кризис нам помог забыть на время о проблеме постоянного и неоправданного роста цен на проекты, проблема не исчезла. Вот нефть на прошлой неделе пробила отметку в 80 долларов за баррель. В бюджете появились дополнительные доходы. Желающие их освоить поднимают голову.
Екатерина Полищук