В Красноярске при поддержке «Единой России» хотят построить четвертый автомобильный мост через Енисей. Его стоимость оценивают в 22 — 23 млрд руб. За время обсуждения проекта сумма выросла более чем вдвое, с 10 млрд. Это будет самый дорогой в мире мост через реку. Нет, как архитектурное сооружение ничего особенного собой он не представляет — рядовой, шестиполосный, без изысков. И не вдоль, а поперек реки.
Все, как обычно. Необычны, надо полагать, лишь суммы откатов и распилов, уже заложенные в стоимость.О новом достижении российских чиновников стало известно после того, как Владимир Путин побеседовал со своим заместителем Дмитрием Козаком. Цитирую премьера по стенограмме с его сайта: «Предварительный анализ показал, что строительные работы у нас, к сожалению, чаще дороже, чем у наших соседей в Европе, что трудно объяснить. Имею в виду, что и заработная плата у нас ниже, и материалы дешевле, и электроэнергия дешевле, и так далее, так далее. Я посмотрел, что происходит в последнее время. Некоторые принципы ценообразования были изменены, но какой результат? Результат, обратный ожиданиям! Цены выросли! В том числе при строительстве мостов, капитальных сооружений. Дмитрий Николаевич, что происходит?»Напомню, год назад премьер распоряжался в целях удешевления работ пересмотреть сметные нормативы, но в результате стоимость объектов лишь повысилась. Путин снова распорядился навести порядок с ценообразованием в строительстве и потребовал от Козака наказать виновных: представить предложения «прямо сегодня».Однако «прямо сегодня» был явлен новый рекордный проект.Раз уж премьер нас сравнивает с Европой: осенью 2008 года во Франции открыли самый большой в Старом Свете разводной мост, названный в честь классика Гюстава Флобера. Высота — 91 метр, длина — 1088 метров, пролеты моста поднимаются на высоту 55 метров. Работали всемирно известные архитекторы и инженеры. Пропускная способность — 50 тыс. авто в сутки. Стоимость — 155 млн евро. В рублях — это 6 млрд с хвостиком. Красноярский мост выглядит куда более «разводным», хотя разводиться и не будет.На юге Франции в 2004 году открыт самый высокий транспортный мост в мире (на то время, сейчас китайцы уже переплюнули) — виадук «Мийо». Умопомрачительное вантовое сооружение. Длина — 2460 метров. Гарантия — 120 лет. Стоимость — 400 млн евро (16 млрд руб.).В Новом Свете пресса жестко критиковала мэрию Сан-Франциско за дороговизну строительства ставшего позже всемирно известным моста «Золотые ворота» над океанским заливом. Мост предлагали назвать короче: «Золотым». Тоже, как в Красноярске, шесть полос, пешеходные дорожки. А еще велосипедная дорожка. Длина — 2737 метров. Высота над уровнем воды — 67 метров. В сегодняшних деньгах то строительство оценивается в 500 млн долл. В рублях — всего лишь 15 млрд.Осенью 2007 года открыт внешне похожий на «Золотые ворота» самый длинный мост в Германии — 4104 метра. Он соединил материковую Германию с островом Рюген. Стоимость — 125 млн евро. Или 5 млрд руб., менее четверти планируемой стоимости красноярского моста.Деньги на красноярское чудо привлекут с помощью облигаций под гарантии федерального и краевого бюджетов. Возвращать вложения чиновники намерены за счет введения платы за проезд по мосту. Сейчас говорят о сумме в 20—30 руб. Спикер краевого Заксобрания Александр Усс сообщил, что строительство моста будет обсуждаться с «Единой Россией», и в случае федеральной поддержки его возведение может завершиться в 2015 году.Разумеется, в смету дорожники не уложатся и сдадут мост с недоделками и намного позже. Наверняка на открытие приедет президент или премьер. И, как в 2004-м Жак Ширак, тогда президент Франции, назвал виадук «Мийо» «символом новой Франции, динамичной, предприимчивой», красноярский мост тоже можно будет назвать символом новой России. Эпитеты придумайте сами.
Алексей Тарасов