Какие перемены ждут Москву?

17.08.2012

Столичное правительство рассмотрело и одобрило проект Генплана развития города до 2025 года. Перемены Москву ожидают революционные: планируется и строительство Четвертого транспортного кольца завершить, и 440 км линий метрополитена построить, и дублерами наиболее загруженные шоссе обеспечить. Правда, проекты могут так и остаться проектами: сам по себе Генплан не гарантирует сбалансированного развития мегаполиса.Генплан Москвы до 2025 года определяет основные направления развития столицы и показывает, как будет выглядеть город через 15-20 лет. Основное внимание в документе уделено транспортной инфраструктуре города. Действительно, дороги и развязки - это самое важное, что нужно сегодня сделать, считают эксперты.

"В Москве очень слаборазвита транспортная система. Также не хватает общественных парков и скверов, которые создают уют в любом большом городе. Городу нужно взяться за утилизацию пятиэтажек и развитие на их месте общественных зон. Беспорядочную застройку города на каждом клочке земли нужно уметь регулировать. Это и есть одна из важнейших задач города", - полагает президент компании KFS-Group Сергей Лазарев.Массовое строительствоБольшое значение власти уделили социальной составляющей. Так, к 2025 году в Москве планируется снести более 18 млн квадратных метров ветхого жилья, а построить более 47 млн кв.м. В соответствии с Генпланом в 3 раза должны возрасти объемы строительства объектов образования, спорта - в 4, а здравоохранения - в 2,5 раза. Также власти намерены решить дорожно-транспортную проблему, максимально увеличить число парковых зон и при этом максимально озеленить город. Кроме того, в столице развернется грандиозное инфраструктурное строительство. Запланировано строительство дублеров Дмитровского, Ленинградского и Варшавского шоссе."Новый Генплан-2025, рассмотренный правительством Москвы, - четвертый в истории российской столицы. До начала XX века городские территории вообще осваивались хаотично, без предварительного планирования и градостроительной стратегии, - рассказывает Сергей Лазарев. - Первый Генплан был подготовлен лишь в 1935 году. В соответствии с ним в Москве началось массовое строительство монстрообразных зданий для размещения органов государственной власти, расширялись и спрямлялись улицы, пробивались новые широкие проспекты и транспортные магистрали, а позже огромные жилые массивы застраивались панельными пятиэтажками. Второй Генплан был принят в 1971 году. Он предусматривал увеличение этажности городской застройки: на смену пятиэтажкам пришли типовые многоэтажные панельные дома".Новые планы властей гораздо интереснее. Например, большие перемены ждут район вокруг станции метро "Филевский парк". В Генплане этот район отнесен к зоне формирования высотных общественных комплексов. На первых этажах домов расположатся магазины, кафе, прачечные, химчистки и ремонтные мастерские. При этом над павильоном станции "Филевский парк", который решено сделать закрытым, разместится торгово-офисный центр.Все пешеходные дорожки авторы проектов проложили зигзагами, посчитав, что зигзагообразный бульвар создает более интересные перспективы для прогулок, более оригинальные виды. Пешеходную зону архитекторы окружили четырьмя дополнительными трассами. Получилось мини-кольцо с односторонним движением по часовой стрелке, которое пройдет по улицам Герасима Курина, Василисы Кожиной, 2-й Филевской, Алябьева, Большой Филевской. На примере этого участка столичные архитекторы сейчас разрабатывают универсальные принципы, которые можно было бы применять при реконструкции и строительстве жилых кварталов.Районы, кварталы, жилые массивыЭксперты оценивают практику проектирования кварталов и микрорайонов столицы положительно и уверены, что найти примеры успешного "квартального" строительства можно уже и сегодня. "Проектирование микрорайонов и кварталов, так называемая комплексная застройка, привлекательна прежде всего возможностью создания единой среды проживания: она позволяет не встраиваться в окружающий городской ландшафт, а фактически формировать новый район, - отмечает Екатерина Куканова, руководитель пресс-службы группы компаний "ДОН-Строй". - Одним из ярких примеров можно назвать проект комплексной реконструкции 12-го микрорайона Щукино, которую осуществляет компания "ДОН-Строй". Здесь в конце 90-х гг. началось строительство крупнейшего в Северном округе Москвы жилого комплекса премиум-класса "Алые Паруса". Этот комплекс стал своеобразной визитной карточкой Щукина и придал ему статус современного и престижного района".В комплексном строительстве особенно важной составляющей является инфраструктурная "начинка". В районе Щукино компанией "ДОН-Строй" построен крупнейший на северо-западе торгово-развлекательный центр "Щука" с супермаркетом, мультиплексом на 10 кинозалов, боулингом, многочисленными кафе и ресторанами. На Авиационной улице открыт детский сад оригинальной архитектуры с бассейном, медицинским блоком и спортивными залами. Благоустроена пешеходная набережная Москвы-реки рядом с жилым комплексом "Алые Паруса". На Щукинской площади на нижних этажах муниципального дома открыт современный торговый центр "Алые Паруса", построена новая транспортная развязка и оборудованы остановки общественного транспорта. За несколько лет в Щукине появилось более двадцати современных детских игровых городков, созданы новые зоны отдыха и спортивные площадки. Кроме того, в районе построен новый учебный корпус Московского государственного института музыки им. А. Шнитке. Поэтому Щукино можно считать сегодня одним из самых наглядных примеров комплексной застройки."Но мы считаем, что к районам комплексной застройки можно относить и крупные жилые комплексы, формирующие масштабный жилой фонд того или иного района и, конечно, подразумевающие наличие инфраструктурных опций. Примером такой комплексной застройки можно назвать "Дом на Беговой" - жилой комплекс из трех корпусов, объединенных общим стилобатом, - продолжает Екатерина Куканова. - К комплексу с одной стороны примыкает 5-этажный торговый центр, с другой - бизнес-центр класса А Nordstar Tower. Район застройки отличает прекрасная транспортная доступность - он расположен в непосредственной близости от главных транспортных артерий города - станции метро "Беговая", Третьего транспортного кольца, Хорошевского шоссе и Ленинградского проспекта".Преимуществами комплексной застройки обладает и жилой комплекс "Измайловский", расположенный поблизости от одноименного парка: это масштабный комплекс из четырех корпусов, в общем стилобате которых запланированы многоуровневая автостоянка, торговый центр с супермаркетом и кафе, сервисные службы. А также новый комплекс "Лосиный остров" на границе национального природного парка.Ирина Могилатова, генеральный директор компании Tweed, также положительно относится к квартальной застройке. "В Подмосковье попытка создания микрорайона и кварталов - Рублево-Архангельское, А 101 и т.п. - сопряжена со множеством сложностей, но сама по себе очень интересна, - говорит она. - В Москве пример - "Садовые Кварталы" площадью 10 га. Для столицы это много. Но пока он не построен, оценить его успешность достаточно сложно. Сама по себе идея очень правильна. Ту же Остоженку можно назвать элитным кварталом. Но исторический центр Москвы проблематично сделать однородным. Однако все девелоперы стремятся вписывать свои дома в архитектурный облик района, который они строят".Не всем по силамНесмотря на положительное отношение девелоперов к проектировке и строительству целых кварталов, далеко не все могут себе их позволить. "Освоение кварталов, на мой взгляд, наиболее предпочтительно для крупных девелоперов, - отмечает Сергей Лазарев. - Подобные проекты очень интересны в плане самой идеи: проработки внутренней среды, инфраструктуры, фасадов, создания единого стиля. Также есть много плюсов в ходе строительства, ведь все подрядные работы происходят в одном месте. Конечно, создание одного подобного проекта более выгодно и удобно, нежели, к примеру, десять отдельных строек в разных частях города. Из существующих проектов удачным можно назвать жилой квартал "Шуваловский" - рынок принял его на ура. Также, на мой взгляд, очень интересный проект заявлен в Санкт-Петербурге - "Новая Венеция". Я считаю, что за подобной квартальной застройкой стоит будущее. Причем это касается не только жилой, но и административной застройки, такой, как, к примеру, Москва-Сити.Однако пока такой подход применяется отнюдь не всеми и далеко не везде. Довольно сложно найти в городе, где ценится каждый клочок земли, удачные примеры настоящей ландшафтной архитектуры. Тем не менее они есть. По мнению Ирины Могилатовой, сейчас в Москве большое внимание уделяется ландшафтной архитектуре, и это большая заслуга властей. Это заметно не только по центру города, но и по спальным районам. "Примерами наиболее удачной ландшафтной архитектуры могут служить Цветной бульвар или Поклонная гора. Но по сравнению с большинством крупных европейских городов у нас в Москве все это загублено желанием максимально освоить землю под застройку. Над этим стоит задуматься городу, ведь одиночному инвестору не по силам освоение больших площадей под ландшафтную архитектуру и реализацию самого проекта, к примеру, жилого комплекса", - заявляет Сергей Лазарев.Любопытно, что за эту грандиозную по своим масштабам работу взялась компания "ИНТЕКО", которая совместно с испанским архитектором Рикардо Бофиллом - автором инновационных проектов жилых районов эконом-класса в новых парижских пригородах - подготовила пилотный проект "Микрорайон-резиденция" для России. Концепция городского пространства "Микрорайон-резиденция" подразумевает создание социального сообщества, состоящего из отдельных семей и индивидуумов, живущих в комфортных квартирах с удобной планировкой, в домах, обладающих своим собственным уникальным обликом. При этом вся инфраструктура микрорайона - школы, детские сады, поликлиники, торговые центры, паркинги и т.д., а также дорожная сеть внутри микрорайона и ее пересечения с основными транспортными артериями города должны быть решены в соответствии с существующей в России нормативной базой, в рамках Генерального плана развития города."Продуманность и соответствие друг другу всех составляющих позволит жителям городской общности "Микрорайона-резиденции" находиться в полной гармонии с окружающим пространством. Важнейшим этапом при проектировании городской жилой среды является создание урбанистического дизайна, задающего геометрию и структуру микрорайона, интегрирующего его основные элементы, которые формируют его пространство. В число этих элементов входят общественные зоны, которые включают площади, улицы, скверы, парки, спортивные сооружения, отвечающие современному образу жизни. Мне бы хотелось подчеркнуть, что создание настоящей гармонии, которую мы привыкли ассоциировать с понятием эстетики, когда говорим о хорошей архитектуре, не обязательно является синонимом дороговизны и олицетворением роскоши. Такими качествами могут обладать целые микрорайоны, состоящие из жилых домов эконом-класса", - уверен Рикардо Бофилл.

Лидия Захарова