Генплан не решает ни одной из острейших проблем Москвы

07.10.2012

Предложенный Генплан Москвы не решает ни одной из острейших проблем столицы – транспортных, экологических, заявил доцент Высшей школы экономики Денис Визгалов. По его словам, дело в том, что Главных идей и посланий в Генплане три: 1. Все, что делалось с территорией Москвы за последние 20 лет, правильно. 2. Проблемы Москвы настолько остры, что радикально решить их невозможно, поэтому надо идти по пути оперативного, антикризисного управления и мелкого улучшательства – тушить там, где сильней горит. 3.

Мы не знаем, что будет с Москвой через 15 лет. Пусть все идет, как идет сейчас, а там посмотрим, что (и самое главное – кто) будет. Вот, отталкиваясь от этого, и давайте представлять себе Москву в 2025 году.

Как рассказал Визгалов в интервью «Независимой газете», у Москвы нет одной вещи, без которой Генплан оказывается почти бессмысленным, – нет стратегии развития города.

«Чем будет Москва через 15-20 лет? – спрашивает он.– Культурно-историческим центром, привлекательным для туристов, или мировым финансовым центром, или чем-то еще?»

«Никто из тех, кто принимает решения, этого не знает, – констатирует собеседник. – Разные сценарии предполагают разные модели устройства города и разные программы действий. Например, нет ответа на ключевой вопрос: сколько примерно людей будут проживать в столице к 2025 году. Об этом можно только догадываться».

«Читаем: планируется построить более 80 миллионов квадратных метров жилья при сносе 20. Это означает, что население Москвы увеличится еще примерно на 40-50%. Но площадь Москвы при этом не изменится, городу попросту некуда расширяться. Сейчас в Москве на один гектар территории приходится 160 жителей при максимально допустимом в цивилизованных странах уровне в 140 жителей. Сопоставляете все эти цифры? А теперь еще учтем, что под улично-дорожную сеть в мировых городах, сопоставимых с Москвой, отведено 20-30% всей территории. А в Москве сегодня 8,7%. По самому оптимистичному прогнозу Генплана, эту долю можно довести до 12% через 15 лет», – сказал он.

«И это только самые общие вопросы. А если спускаться в конкретику – схемы развития улично-дорожной сети, судьбу памятников культурно-исторического наследия, перехватывающие парковки, которые негде ставить, и многое другое – то становится понятно, что развитие Москвы в тупике. А причина одна – нет стратегии развития города», – констатирует собеседник.

Дарья Неклюдова