Где "пять сталинских ударов"?

07.10.2012

Пока мы весело хихикаем над Наукоградом в Сколково и туманными кремлевскими планами инноваций, окружающий мир ускоренными темпами все дальше убегает от ХХ века, где наша страна застряла весьма прочно.Самый заметный в Японии признак расставания с минувшим столетием и привычным России образом жизни – это начавшийся уход от бензина. На днях мне попался исполненный отчаяния доклад Японской ассоциации владельцев бензоколонок.Сейчас их насчитывается в 127-миллионной стране около сорока тысяч. Однако, по расчетам экспертов, к 2020 году от этого числа останется менее трети. Главная причина – торжество в Японии машин-гибридов с бензиново-электрическими двигателями и настойчивое продвижение полных электромобилей.

Их внедрение всячески поощряется правительством – оно ввело систему весьма привлекательных налоговых льгот и субсидий при покупке таких машин. В результате гибриды уже практически год занимают первые места в списке самых популярных в стране автомобилей. При сохранении нынешних темпов в 2020 году на смешанные бензиново-электрические и чисто электрические модели в Японии будет приходиться не менее половины всех продаж новых легковых машин.Всего в автопарке их будет уже где-то процентов двадцать. В результате, как подсчитали бизнесмены из указанной выше ассоциации, спрос на бензин в Японии упадет почти на 30 процентов.Вдумайтесь в эту цифру! Не сомневаюсь, что таким же путем пойдут и Штаты, и помешанный на экологии Европейский союз.Например, японские и германские автопроизводители намертво сцепились сейчас в битве за выработку единого стандарта подзарядного устройства для электромобиля. В ближайшее время вопрос будет решен, и внедрение таких машин пойдет форсированными темпами. Технологии готовы – современный электромобиль проходит на одной зарядке 150 км.Японские устройства уже сейчас позволяют за 10 минут подзарядить его для пробега длиной в 60 км. Эти показатели, как показывает весь опыт японских и западных инноваций, будут стремительно улучшаться. Развитый мир мечтает раз и навсегда избавится от коптящих автомобилей.Не менее страстно ведущие страны хотят сократить свою энергетическую зависимость от арабов, вздорных венесуэльских команданте и сомнительной для Запада России. Недавно президент самой крупной в Японии нефтяной компании «Ниппон ойл» обнародовал свой расчет – в 2030 году потребление в стране нефти и природного газа снизится на 15% и будет далее только падать.Эта корпорация объявила, что уже сейчас будет постепенно сокращать свои мощности и переводить капиталы в другие сферы. В первую очередь в новую энергетику – например, в солнечные батареи нового типа. Короче, ребята, мир необыкновенно быстро меняется.Нефть и природный газ, это счастье России, все больше ассоциируются с отсталостью, со вчерашним днем. Впрочем, дело даже не в этом. В Японии я вижу конкретные, прописанные до мелочей программы инноваций, которые не просто обсуждаются, а осуществляются.Это те же электромобили, это АЭС нового типа, это умные системы передачи и распределения энергии, которые быстро приходят на смену тупым ЛЭП прошлого века.Японские инновации – не маниловщина, а конкретная битва за новые рынки, за кошелек все более привередливого потребителя. Увы, ничего похожего пока нет в России.Кто-нибудь слышал, какие конкретно «пять сталинских ударов» в деле инноваций нам предлагает правительство? Что мы собираемся делать, в чем будет особенность русского технологического прорыва? Время уходит стремительно, а оказавшиеся сзади рискуют уже скоро не увидеть огни уносящегося вперед экспресса мировых перемен.

Василий Головнин