Финский залив рискует стать "мертвой зоной"

30.09.2012

Намывные территории Петербурга может стать причиной удара по экологии. Между Сестрорецком и Лисьим носом планируют увеличить площадь суши более чем на 300 гектаров. В свою очередь специалисты убеждены, что без широкого исследования ученых строительство приведет к серьезным последствиям. Кроме того, добавляют они, у Петербурга уже есть подобный опыт при реализации проекта «Морской фасад».

Напомним, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила о создании намывных территорий в Курортном районе в середине октября прошлого года. Работа над проектом должна начаться в этом году.

«Это новое, комфортное жилье с современной инфраструктурой. И мы считаем целесообразным поддерживать такие проекты, чем, например, внедряться в Курортный район и вырубать зеленые насаждения. В ближайшем будущем мы будем развиваться, в том числе и за счет намыва. Финский залив большой, мы много не отнимем, это лишь прибрежная зона, мелководье», - заявила тогда губернатор.

Петербургские экологи выступили с заявлением, в котором просят провести комплексный анализ возможных последствий при намыве территории между Лисьим носом и Сестрорецком. По их мнению, если строительные работы не будут постоянно контролироваться специалистами, а на малейшие экологические изменения не будет соответствующей реакции, то восточная часть Финского залива рискует стать «мертвой зоной».

Как отметил эксперт HELKOM Георгий Носков, при намыве территорий проводятся дноуглубительные работы и используются мощные землесосы, таким образом, в акватории появляется муть и возникают взвеси. Они состоят из опасных веществ, которые негативно влияют на экосистему подводного мира. «В результате образуется «мертвая зона», в которой нет ни питания, ни животных», - отметил он.

С ученым согласна эксперт лаборатории изучения береговых зон НИИ Космоаэрологических исследований Леонтина Сухачева. По ее словам именно эти процессы ученые наблюдали во время увеличения территории для «Морского фасада».

«Самое опасное в таких работах не сам намыв, а дноуглубительные работы. Согласно международным стандартам, при потере 5% грунтов необходимо осуществлять особый экологический контроль. Например, при работе на «Морском фасаде» было затронуто 50%, но никаких дополнительных мер по защите экологии предпринято не было», - рассказала она.

По ее словам, сейчас на территории Невской губы, где шли работы по намыву территории, ситуация улучшается. «Вода становится чище, однако говорить именно о восстановлении акватории Невской губы рано. Система нарушена, на дне осели взвеси, питания для рыб там нет. Сейчас без специальных исследований сложно сказать, сколько потребуется времени для восстановления экосистемы. Например, последствия после намыва, проведенного в 90-е годы, мы отмечаем сейчас», - сказала она.

Подобное строительство влияет и на водоплавающих птиц. По словам орнитолога Дмитрия Ковалева, при намыве территорий исчезают мелководные участки. В результате, птицам негде гнездиться, нарушается их путь миграции, что приводит к их гибели. По данным Ладожской орнитологической станции, в районе Невской губы численность водоплавающих птиц сократилась в 200 раз, а многие виды оказались на гране исчезновения.

«Единственным способом для сохранения оставалось создание природоохранных зон. Территории, которые должны войти в такие зоны, уже определены, они внесены в генплан Петербурга. Однако изменилось законодательство, акватории вошли в федеральную собственность. Включить водные территории в природоохранные теперь крайне сложно», - заметил Ковалев.

Между тем, экологи подчеркивают, что они вовсе не против создания намывных территорий. «Мы понимаем, что такие проекты необходимы. Однако нужно осознавать, что при развитии экономики нельзя забывать об экологической ситуации. Если все делать быстро, как это часто у нас происходит, то серьезных последствий не избежать», - подчеркнула Сухачева.

С ней согласен главный научный сотрудник Центра мониторинга ФГУ НПП «Севморгео» Александр Рыбалко. «Мы должны учитывать опыт работы над территорией для «Морского фасада» и не наступать на те же грабли. Необходимы не формальные экспертизы, а более широкое комплексное исследование, что требует серьезных затрат», - подчеркнул он.

Напомним, проект «Морской фасад» вызвал многочисленные споры среди экологов. По заявлениям некоторых экспертов, последствия его строительства будут ощущаться еще 8-9 лет после завершения строительства. Сам проект предполагает создание искусственных территорий на участке Финского залива, примыкающего к западной части Васильевского острова.

На площади примерно в 30 га разместится единственный в России современный морской пассажирский порт, включающий семь причалов, способных одновременно принимать круизные и паромные суда длиной до 311 метров и осадкой до 10 метров.

На остальной территории предполагается создание нового делового центра Петербурга, в который войдут жилые кварталы, торговые площади, зоны досуга. Более половины намываемых земель займут улично-дорожная сеть, зеленые насаждения, зоны отдыха и социальная инфраструктура.

Ольга Першина