Чиновники столицы "погорели" на "народных гаражах"

18.08.2012

Столица вступает в полосу очередного скандала, который, даже и в нашу скандальную эпоху, обещает быть значимым и небезынтересным. Речь идет о «Народном гараже». Грандиозная городская программа «попала под следствие».Как стало известно, Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело в отношении бывшего куратора городской целевой программы «Народный гараж» Константина Королевского. Мало того: в рамках этого свежеоткрытого дела не только Королевский, но и руководитель Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко подозреваются в «нерациональном использовании» 130 млн рублей, выделенных в рамках целевой программы».Сумма в 130 млн рублей воображение Что до гаражей как таковых, то и здесь скандал может привлечь внимание многих.

Гаражи нужны всем, имеют же их в Москве менее 10% автовладельцев. Особенно чувствительна информация о том, что «подозрения правоохранительных органов вызвал резкий рост себестоимости машиномест, которые, по первоначальному замыслу, должны были быть доступны значительной части населения».Действительно, пресловутый «Народный гараж» вызревал очень долго и «рождался в муках» — впрочем, родился он или нет, еще нельзя сказать с Этим москвичей и россиян тоже не удивишь: так многие проекты развиваются, что первая цена (запланированная или даже первое время действующая) оказывается как бы «рекламной» и по ходу дела растет в разы. Например, когда запускали первую скоростную электричку «Спутник» с Ярославского вокзала в Мытищи, рекламный слоган гласил: «18 километров – 18 минут – 18 рублей». Прошло несколько лет: 18 километров, естественно, так и остались восемнадцатью. 18 минут более-менее выдерживаются (скорее, 20). А вот 18 рублей превратились в 80 – рост примерно в 4,5 раза. Не «лозунгово», зато денежно. Вот так у нас делается все или очень многое.Вопросов напрашивается несколько. Захотят ли москвичи платить 350 тыс. рублей или еще больше – учитывая, что набор гаражных услуг самый минимальный? Сколько же все-таки должен этот гараж стоить? В чем провинились Александр Левченко и Константин Королевский? Имеет ли их деятельность по данному конкретному делу прямое отношение к столь резкому удорожанию злополучных машиномест? И можно ли надеяться на удешевление гаражей в случае, если дело будет расследовано и доведено до конца?Пока что Следственный комитет счел возможным обнародовать следующее. «В июне 2006 года в рамках целевой программы строительства гаражей-стоянок в городе Москве был заключен государственный контракт с ЗАО «Управление экспериментальной застройки – Паркинг» на выполнение работ по выявлению и анализу обременений земельных участков, предназначенных для строительства гаражей-стоянок, с подготовкой предложений по механизму их освобождения». Территорию искали под гаражи, что в Москве всегда трудно.От имени города контракт подписал Левченко, «обязанности по координации работ были возложены на Королевского», а стоимость контракта составила 13 млн 200 тыс. рублей, из расчета, что стоимость обследования одного земельного участка — около 96 тыс. рублей.А затем, по данным СКП, «Левченко и Королевский, зная о выделении дополнительных бюджетных средств на выполнение целевой программы по размещению гаражей-стоянок, в нарушение федерального законодательства продлили срок исполнения по контракту до декабря 2007 года, при этом стоимость обследования каждого участка возросла до 750 тыс. рублей, а общая стоимость работ увеличена более чем на 109 млн 400 тыс. рублей».Грубо говоря, на порядок увеличили все стоимости. Ну что ж, это по-нашенски. Вот эти-то бюджетные 109,4 млн рублей и были переданы ЗАО «Управление экспериментальной застройки–Паркинг», одним из учредителей которого был Константин Королевский. Все логично. Ново лишь то, что в наше время такие вещи стали расследоваться.Вопрос о «справедливой» или «объективной» цене на «народный гараж» запутан до чрезвычайности. В 2003 году, как мы помним, говорили о 60 тыс. рублей за место. Далее, в 2006 году, уже сам Королевский, взявший программу в свои руки, заявлял следующее (об этом писала «Вечерняя Москва» 22.09.06):«По его словам, цена машиноместа зависит от множества факторов. Во-первых, от типа гаража, а их шесть. Будут сооружаться наземные гаражи – манежные, без перегородок и боксовые, а также механизированные. Предполагается строительство подземных гаражей и обвалованных – когда верхняя часть немного возвышается над землей. На этом месте можно создать детскую площадку, разбить газон. Во-вторых, добавил К. Королевский, существуют различные по затратам варианты исполнения гаражей: из металлоконструкций, железобетонные сборные, монолитные. В-третьих, существует еще конъюнктура рынка. Например, подорожал металл – металлоконструкции ушли, стало дешевле и выгоднее использовать монолит. А когда запустили какую-то новую серию по линии стройиндустрии – интереснее стало строить из сборных железобетонных изделий».Как все, однако, высокотехнично, грамотно и Даже с учетом инфляции последних лет, $5 тыс. – это что-то в районе 150 тыс. рублей. А ныне продают по 350 тыс.! Не «обвалованные» ничем. И сам «строитель чудотворный» под следствием. Это тоже характерная черта наших времен: начинается разговор о «сборных и монолитных конструкциях», а продолжается – «о нецелевом использовании денег».Между тем, По словам Альберта, в столичных гаражно-строительных кооперативах можно купить бокс по цене в 150-200 тыс. рублей в зависимости от района. Закрытый бокс, отгороженный от мира хотя бы жестяным листом. Это очень важно для автовладельцев – им крайне желательно хранить в гараже не только машину, но и всякую всячину, а прежде всего, колеса и шины. Да и посидеть в гараже теплой мужской компанией бывает иногда приятно. А «народный гараж» — это открытые площадки на бетонных ярусах.«Адекватной ценой» за такое машиноместо Феликс Альберт считает 100-120 тыс. рублей. «И не стоит считать москвичей людьми, совершенно не умеющими считать деньги», — добавил в данной связи опытный риэлтор. По другим имеющимся данным, «на вторичном рынке в гаражно-строительных кооперативах можно купить крепкий, стоящий на земле гараж с бетонным полом, от 180 до 300 тысяч рублей». Но это – «крепко стоящий, с бетонным полом». И притом, 300 тыс. – очевидно, цена для хороших районов. А не открытая площадка за 350 тыс.Что ж, в конце концов, в стране рыночная экономика. И если столичный автолюбитель готов выложить за гараж не более 200, в крайнем случае, 300 тыс. рублей, — значит, можно ожидать одно из двух. Либо вся программа «Народный гараж» прогорит и остановится, — это будет головная боль для тех конкретных лиц, кто ее затеял и пытался проводить в жизнь. Кое-кто уже сейчас имеет головную боль в виде прокуратуры.Либо, может быть, цены на «народные гаражи» будут снижены, что принесет большое удовлетворение энному количеству Правда, зная нашу жизнь, приходится допустить еще и третий вариант: строительство все равно «продавят», и «этажерки» в разных концах города возведут, а потом они будут стоять непроданные. Но вот тут как раз возникшее «дело» позволяет надеяться, что хоть этого удастся избежать.

Леонид Смирнов